Последнее десятилетие увлечение велосипедами снова обрело актуальность. Экологически безвредный транспорт используют в качестве отдыха, спорта и как средство передвижения в путешествиях. На смену «камам» и «школьникам» ежегодно приходят новые модели самокатов: круизеры, фэтбайки, маунтинбайк. Производители предлагают огромный выбор двухколесного транспорта в зависимости от его применения.
Перед покупкой транспорта стоит определить, для какой езды он предназначен, промониторить, какие велосипеды лучше по качеству и далее выбирать велосипед по своим параметрам.
Основные составляющие велосипеда
Все велосипеды имеют одинаковые составляющие, которые обязательно отвечают техническим требованиям и в первую очередь, безопасности при использовании. Поиск велосипеда: какой выбрать для определенных поездок, какой фирме довериться, можно облегчить. Достаточно соизмерить параметры велосипеда своим и определить цели его эксплуатации.
Рама
Рама — это основа велосипеда, внешне выглядит как геометрическая фигура, к которой крепятся колеса, руль, седло и т. д. Именно рама отвечает, как выбрать ростовку велосипеда. Длина труб рамы указывается производителями по разному: в сантиметрах или дюймах, однако, ее размер маркируется одинаково.
Прежде чем, как выбрать велосипед по росту, нужна под рукою таблица, содержащая параметры водителя и двухколесного транспорта по размеру.
Рост велосипедиста |
Размер рамы |
Размер труб (перпендикулярной под сиденьем/параллельной верхней) |
157-163 см |
XS |
42/52 см |
164-170 см |
S |
44/53,5 см |
171-178 см |
M |
50/55,5 см |
179-183 см |
M/L |
53,5/57 см |
184-190 см |
L |
55,5/58,5 см |
191-198 см |
XL |
58,5/61 см |
Если с ростовкой, представленной в таблице, более менее понятно, то материал рамы подобрать сложнее. Дело в том, что нет определенного оптимального сплава для основного компонента велосипеда. Один вид прочный, но тяжелый, другой — дешевый и т. д. Здесь ответом будет служить: для какой цели предстоит купить байк, как он будет нагружен в процессе использования и приемлемая цена.

Основных материала три, но есть и иные виды сырья:
- Сталь (в основном обыкновенная или хромомолибденовая). Отличается прочностью, может выдержать водителя массой до 150 кг. Сталь износостойкая, неломкая, в противном случае легко ремонтируется за счет сварки, недорогие по цене. Однако, отрицательные отзывы говорят, что такая рама тяжелая и имеет свойство ржаветь.
- Алюминий (из-за мягкости не применяется в чистом виде, добавляются соединения цинка, меди и других металлов). Главный плюс алюминиевой рамы — легкость веса, не подвержена коррозии, удобна при скоростных достижениях. Минус в том, что такие рамы из алюминия сразу ломаются, без трещин и сгибов, а ремонтируются тяжело и без гарантий. К тому же они недолговечны, а купить довольно дорого.
- Титан. Очень надежный, прочный и легкий металл. Нечувствительный к вибрациям на дорогах, устойчив к разного рода повреждениям, возможность использования в любую погоду, долговечен. При всех его достоинствах ожидаемо одно — высокая цена.
Как итог, лучший материал для рамы рекомендуют выбирать титановый. Но его недоступность говорит, что подбирать раму нужно из первых двух элементов, в соответствии с целями езды на велосипеде.
Колеса
Велосипедное колесо по принципу любого другого ничем не отличается, кроме толщины. Оно состоит из втулки, множества спиц, обода, камеры и покрышки. Каждое колесо легковесного транспорта имеет свою функцию: переднее — в тандеме с рулем и являются направляющим движения, заднее — связано с переключением скоростей. Размер колеса, ширина покрышки отвечают за плавность хода и сцепление с дорогой.

Отдельно в источниках представлены особенности материалов покрышек, спиц и обода. Главное, для потребителя, который хочет выбрать велосипед, но не знает, какой лучше, определить диаметр колес и соотнести его со своим ростом.
Как правило, подобрать правильно велосипед по росту с учетом размера колеса можно только для детского транспорта. Взрослый надо приобретать по размеру рамы велосипеда, а размер колеса можно подобрать по типу байка, так как ожидается разный желаемый эффект от езды:
- Шоссейные: 27-29 дюйм.
- Городские: 26-29 дюйм.
- Горные: 27 дюйм.
- Трюковые: 24 дюйм.
Иные составные части велосипеда
Велосипед — это целая конструкция деталей, приводящих его в движение. Помимо рамы и колес он состоит из: руля, выноса руля, седла, амортизаторов, вилки, шатунов со звездами (система), цепи, педалей, заднего и переднего переключателей, дисковых тормозов и иных составляющих.
Велосипеды определенных моделей могут содержать комплектующие нескольких фирм. Главное — совместимость этих компонентов, приводящих велосипед в бесперебойное безопасное использование. Так, российская марка Стелс использует комплектующие проверенных иностранных фирм и отзывы велолюбителей только положительные. Обратите внимание, что цена велосипеда во многом зависит от цены комплектации: от недорогих до внушительных цифр на ценнике. Здесь действительно срабатывает правило: чем цена выше, тем качественнее изделие и гарантия в его долговечности при пользовании.
Виды велосипедов
Если потребитель готов купить велосипед, одного совета продавца, какой из моделей лучше, будет недостаточно. До совершения покупки выбор велосипеда ставит планку: кто будет ездить на велосипеде, стиль езды, для какой местности хотят покупать транспорт. Речь пойдет о подборе двухколесных велосипедов, исключая детские трехколесные и велосипеды- «управляшки».
По половой принадлежности
Данная категория определяет следующие виды, представленные в таблице.
Вид |
Особенности велосипеда |
Чем обусловлено |
Мужские |
- прямая (закрытая) рама;
- тяжеловесность (в зависимости от модели и назначения);
- мужское седло может быть с отверстием и без;
- жесткие амортизаторы;
- скудная цветовая палитра расцветок, преобладание сине-серого, зеленого и черного.
|
- высокий рост и внушительный вес мужчины;
- длина ног;
- анатомические особенности строения таза мужчины.
|
Женские |
- невысокая ростовка и облегченный вес байка;
- рама занижена (открытая) и имеет изогнутый вид;
- укороченные шатуны на механизме вращения колес;
- руль уже, часто имеет изогнутый вид латинской буквы U;
- относительно шире женское сидение;
- защита «звездочки» на цепи от попадания одежды;
- ослабленные амортизаторы;
- яркая цветовая гамма и разнообразие расцветок изделия, что немаловажно для женщины.
|
- средний рост и вес женщины;
- занижен порог нагрузок на выносливость;
- уже плечи, но шире таз женщины;
- не исключена форма одежды девушек: юбки и платья.
|
Подростковые (детские) |
- облегченность веса;
- средний размер;
- заниженная рама;
- диаметр колес не более 24 дюйма;
- уменьшенные размеры шатунов механизма вращения
- более качественные усиленные тормоза;
- может быть «растущая» модель.
|
- средний рост и вес ребенка;
- умеренные силовые нагрузки;
- повышенные требования к безопасности.
|
Унисекс |
- средний вес байка;
- прямая рама;
- сидение без отверстий, среднего размера по ширине и длине;
- ростовка велосипеда соответствует размерам колес 26-29 дюймов;
- мягкая подвеска;
- нейтральные и универсальные расцветки (черный, белый, красный, оранжевый, салатовый).
|
- среднестатистический рост (до 185 см);
- средний вес взрослого велосипедиста;
- в основном относят к виду горных моделей, которые уместны как мужчинам, так и женщинам.
|
Главный параметр, перед тем, как выбрать велосипед ребенку, правильно будет определяться по росту будущего водителя. Приобрести транспорт можно только с ребенком, рекомендуется ему прокатиться на нем без чьей либо помощи. Это делается для того, чтобы подросток ощутил комфорт, при необходимости — подстроить под себя. Взрослый байк можно не покупать по половой принадлежности — это не влияет на езду и иные показатели, если потребителю удобна конкретная модель, даже не соответствующая его полу.
По назначению
Специалисты и бывалые байкеры говорят, что лучше велосипед тот, к какой местности он предназначен. Здесь двухколесный транспорт имеет принципиальные отличия.
Горный
Горные велосипеды сильно отличаются по ходовым качествам и внешним видом. У них обязательно мощная преимущественно стальная рама, массивные широкие колеса с крупным протектором, амортизация (часто это вилка), трансмиссия механизма, приводящая транспорт в движение, переключатели скоростей, тормозная система (в основном — дисковая).
Горный тип можно использовать по ровному дорожному полотну, бездорожью и скалистой местности. Однако, если выбрать горный велосипед и постоянно использовать его как городской, то водителю потребуется прикладывать на его вождение больше усилий, это затруднительно для девушек. К тому же байк создает некий шум от резины покрышек по асфальтированной дороге, что может вызывать дискомфорт.

Сегодня десятки производителей преимущественно Китая и Тайваня предлагают модели горного транспорта. Российскими передовиками в этом направлении являются Stels, Forward, Stark, Stern. По отзывам велолюбителей отечественный транспорт в мире не хуже зарубежных. При европейском качестве и удобстве, огромным плюсом является широкий ассортимент моделей, наличие и доступность запасных и дополнительных частей. Выбирая горные велосипеды относительно какой производитель лучше, ориентир на лидеров — фирмы Стелс и Форвард. Компания Старк — недавно на рынке, однако специализируется на горных и велосипедах для экстремальных видов спорта. Штерн занимается продажей готовых продукции и комплектующих, выпускает велосипеды женские, мужские и для подростков.
Городские
Велосипеды, предназначенные для города, также отличаются внешним видом и набором дополнительных аксессуаров, что привлекает девушек. Данный вид транспорта не предназначен для быстрой езды и спортивных состязаний. Прямая высокая посадка, мягкие удобные сидения, тактильно комфортные держатели руля, устойчивые педали, наличие аксессуаров: багажник, корзина, фонарь, клаксон, крылья колес. Моделей городского типа велосипедов множество, выбрать можно по своим параметрам: складные, классического стиля (круизеры) с интересным женским дизайном и малым количеством передач скоростей (до 8), похожими на мотоцикл своей громоскостью (чопперы), складные.

Основные марки — производители в мире: Stels, Merida, Cube, TREK.
Шоссейные
Дорожные (шоссейник) велосипеды предназначены для скоростной езды по шоссе, для состязаний по велокроссу и триатлону, длинных путешествий. При движении на высокой скорости главной сдерживающей силой является сопротивление воздуха. Поэтому внешне и функционально байк сконструирован таким образом, чтобы это препятствие минимизировать. У него прямой параллельный земле руль, спортивное высокое седло, тонкая рама преимущественно из алюминия, колеса размером 28 дюймов, большой количество передач скоростей и жесткая амортизация. Кажется, что водитель практически на нем лежит.

Шоссейный велосипед может применяться и в городской сфере, тем более если везде асфальтированная дорога.
Верхушку рейтинга лучших в мире производителей шоссейников занимают итальянские бренды Pinarello, Colnago и немецкая Cube, не отстает отечественная марка Стелс.
BMX велосипеды
Маленькие, похожие на детские велосипеды, вмх байки предназначены для вело-трюков или гонок. Свое распространение получили среди подростков, у которых хорошо получается делать сальто, не расставаясь со своим байком. BMX велики отличаются очень жесткой конструкцией, практических во всех моделях из руль, вилка и рама — материала сталь, а рама низкая и длинная, часто отсутствуют тормоза. Шины на колесах широкие, но вот протектор в зависимости от вида спорта и применения может быть крупным и зубатым либо очень гладким. Байки стараются делать легкими и компактными для удобной транспортировки, поэтому практически все модели этого типа складные и помещаются в багажник любого автомобиля. Такие велики могут позволить многие семьи, так как они относительно недорогие. 
Так как направление вело-мото-экстрим (bmx) зародилось в Америке, то и основные фирмы по производству спортивных моделей этого типа велосипедов там же: Sunday, Haro Bikes, GT.
Не стоит лишать себя путешествий под открытым небом, возможности вилять по велодорожке, обдуваться ветерком. Из таких мелочей складываются положительные эмоции и жизненный комфорт. А в данном случае комфорта можно достичь при правильно выбранном велосипеде, как по размеру рамы и колес, так и по типу его эксплуатации с учетом качественных составляющих. Отрадно, что в этом преуспели не только зарубежные, но и отечественные производители.